• Приложения
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.4. Оптические средства добывания конфиденциальной информации
  • 1.4.2. Приборы ночного видения  
  • 1.4.3. Средства для проведения скрытой фотосъемки
  • 1.4.4. Технические средства получения видеоинформации
  • 1.5. Перехват информации в линиях связи
  • 1.5.2. Методы и средства несанкционированного получения информации в каналах сотовой связи
  • 1.6. Получение информации, обрабатываемой в компьютерных сетях
  • 1.6.2. Преодоление программных средств защиты
  • 1.6.3. Преодоление парольной защиты
  • 1.6.4. Некоторые способы внедрения программных закладок и компьютерных вирусов
  • 1.7. Угрозы реальные и мнимые
  • 2.1. Нормативно-правовая база защиты информации
  • 2.1.2. Общегосударственные документы по обеспечению информационной безопасности «О БЕЗОПАСНОСТИ» Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с изменениями от 25 декабря 1992 г.)
  • 2.2. Организация защиты информации
  • Карта сайта
  • 1.3.4. Диктофоны

    Осуществление негласной (скрытой) звукозаписи является одним из наиболее распространенных приемов промышленного шпионажа. Полученные записи используют для получения односторонних преимуществ в коммерческих сделках, оказания давления на партнеров, шантажа и т. д.

    Для того чтобы уберечь себя от подобных последствий, необходимо знать основные особенности скрытой звукозаписи, факторы, влияющие на качество фиксации информации, характерные приемы. Эти знания помогут обратить внимание на особенности поведения людей, пытающихся вас записать, правильно выбрать место конфиденциальной встречи, исключить нахождение «случайно забытых» вещей в вашем рабочем кабинете или офисе.

    Факторы, влияющие на качество звукозаписи

    При рассмотрении вопросов применения направленных микрофонов в реальных условиях (п. 1.3.3) отмечалось, что работы на открытой местности и в замкнутом пространстве (помещении) различаются более сложными условиями для последнего случая. Рассмотрим его более подробно.

    Звукозапись в помещении сопровождается большим количеством акустических помех, связанных, во-первых, с наличием переотраженных волн от внутренней обстановки помещения, а, во-вторых, с наличием шумов, создаваемых как людьми, так и шумами и вибрациями, проникающими в помещение извне (с улицы или из соседних помещений).

    Акустическое поле в замкнутом объеме можно представить как сумму составляющих поля «прямого» звука, создаваемого звуковыми волнами, не испытавшими ни одного отражения, и составляющих поля, создаваемых отраженными звуковыми волнами. Поле отраженных звуковых волн почти всегда можно считать близким к диффузному, поэтому его часто называют диффузной составляющей.

    Для оценки ее влияния на акустические свойства помещения, а следовательно и качество записи, вводят понятие акустического отношения для установившегося режима. Оно определяется как отношение суммарного уровня отраженных волн к уровню прямой волны.

    В реальных условиях акустическое отношение для удаленных от источника звука точек помещения редко бывает меньше единицы, как правило, оно значительно больше, а иногда даже доходит до величины, равной 10...15. То есть уровень отраженных волн в помещении обычно выше уровня прямого звука. При акустическом отношении больше четырех отраженный звук создает недопустимые помехи для регистрации речевой информации.

    Пороговое значение расстояния от источника звука, при котором акустическое отношение равно единице, называют радиусом гулкости, так как при большем расстоянии диффузная составляющая становится больше составляющей прямого звука, и в записанном сигнале появляется характерная гулкость.

    Однако акустическое отношение полностью не характеризует качество восприятия звука в помещении, так как не все переотраженные сигналы вносят помехи, поэтому вводят еще одно понятие — четкость звучания. Под ним понимают отношение плотности энергии прямого звука (Епр), суммируемой с плотностью отраженных звуковых волн, приходящих в данную точку помещения в течение времени t = 60 мс после прихода прямого звука Еt=60 мс(и потому воспринимаемых с ним слитно), к общей плотности энергии Ет:

    То есть четкость звучания характеризует относительную величину всей полезной энергии Епол. В этом ее преимущество перед акустическим отношением. Чем больше четкость звучания, тем меньше влияние помех от запаздывающих лучей из-за явления реверберации. Однако на практике существуют большие трудности по измерению этой величины.

    Как отмечалось выше, акустические шумы в помещениях существенно ограничивают динамический диапазон регистрируемой информации, снижают разборчивость речи. Степень их влияния зависит от количества людей в помещении, громкости разговоров, а также уровня шумов, проникающих извне.

    В условиях тишины слышны писк комара, жужжание мухи, тиканье часов и другие звуки, а в условиях шума и помех можно не услышать даже громкий разговор. Другими словами, в условиях шума и помех порог слышимости для приема слабого звука возрастает. Это повышение порога слышимости называют акустической маскировкой. Величина маскировки определяется величиной повышения порога слышимости для принимаемого звукового сигнала.            

    К сожалению, внешние шумы не исчерпывают список помех, возникающих при негласной записи акустической информации. Дело в том, что закамуфлированный в одежде магнитофон записывает все окружающие его шумы, и в первую очередь создаваемые самим оператором, так как он, как правило, ближе всего расположен к микрофону. Так, например, люди дышат, а это значит, что одежда на них постоянно находится в движении — ремень поскрипывает от поднимающейся и опускающейся диафрагмы, пиджак трется о сорочку и т. д. Люди этого не слышат, однако, микрофон, спрятанный в одежде, улавливает все, и записанный разговор будет сопровождать невероятный фоновый шум.

    Трудно представить себе, сколько различных звуков сопровождают нас, даже если человек неподвижно застывает в кресле. Работа желудка и та создает помеху качественной записи, если «сосет под ложечкой». Конечно, может быть интересным сидеть и изучать изменения внутренних ритмов организма в зависимости от развития ситуации. Но кто сумеет распознать все прочее?

    Самое большое неудобство для диктофонной записи — беседа на ходу. Здесь «фонит» все: рукава, трущиеся по мере размахивания руками, верхняя одежда, содержимое карманов (всякие ключики, мелочь, бумажки — все бряцает, шуршит и скрипит). Окружающие шумы также будут уловлены и записаны. И если в нормальной жизни мы их не слышим, используя данные природой фильтры, то при воспроизведении записи все будет воссоздано в самом неудобном виде.

    Рассмотренные факторы являются принципиальными при проведении негласной звукозаписи, и они должны учитываться при выборе места для микрофона звукозаписывающего устройства.

    Выбор типа микрофона и места его установки

    Многие современные диктофоны позволяют выбирать между встроенным и выносным микрофонами в зависимости от условий ведения звукозаписи. Конечно, встроенный микрофон делает устройство более компактным и эргономичным. Однако его возможности по ведению скрытой фиксации аудиоинформации существенно ограничены, так как такие микрофоны обладают достаточно скромными характеристиками из-за предельно малых размеров, а их размещение полностью определяется размером и камуфляжем всего записывающего устройства.

    Иначе обстоит дело с выносными акустическими приемниками. Они хорошо камуфлируются и поэтому могут быть установлены в зоне, обеспечивающей высокое качество записи. Выбору места возможного размещения и типа именно таких микрофонов следует уделить особое внимание.

    При размещении выносных акустических приемников операторы, как правило, учитывают следующие нижеперечисленные три фактора.

    КОЛИЧЕСТВО ЗАПИСЫВАЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ

    Для записи одного собеседника обычно применяют односторонне направленные микрофоны с расстояния 50—70 см. Реже используют и двусторонне направленные микрофоны (например, ленточные). Однако минимальная дальность до источника в этом случае возрастает до 80—100 см, так как на более близком расстоянии запись будет «бубнить».

    Для фиксации диалога подходят как двусторонне, так и односторонне направленные микрофоны. В первом случае микрофон располагают между собеседниками, в последнем — его стараются установить так, чтобы оба объекта оказались симметрично расположенными относительно рабочей оси акустического приемника.

    Для фиксации разговора нескольких собеседников чаще применяют односторонне направленные микрофоны с большим перепадом чувствительности по линии фронт—тыл. Их размещают таким образом, чтобы рабочая ось была направлена на собеседников, а тыл — в сторону источников акустических помех.

    Для записи сцены «за круглым столом» чаще используют односторонне направленные микрофоны. В идеальном случае их размещают в центре в вертикальном положении с направлением нулевой чувствительности вниз.

    ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МИКРОФОНА

    Вообще пространственная ориентация определяется зависимостью чувствительности микрофона от угла между его рабочей осью и направлением на источник звука. Для большинства типов акустических приемников увеличение этого угла сопровождается падением как общей чувствительности, так и, в особенности, чувствительности на высоких частотах. Лишь у некоторых типов микрофонов, например, двусторонне направленных (восьмеричных) и в меньшей степени односторонне направленных, чувствительность на высоких частотах изменяется при повороте рабочей оси от направления так же, как и чувствительность на низких частотах. Поэтому микрофоны направляются своей рабочей осью не на источник только в тех случаях, когда надо сделать запись этого звука менее громкой на фоне других или же придать звучанию большую мягкость и меньшую четкость.

    ДАЛЬНОСТЬ ДО ИСТОЧНИКА АКУСТИЧЕСКОГО СИГНАЛА

    Величина расстояния до источника определяется, исходя из свойств  помещения, в котором осуществляется аудиозапись, и свойств микрофона и источника.

    Акустические процессы в каждой точке помещения довольно хорошо, как отмечалось выше, определяются величиной акустического отношения. Восприятие же источника в нем зависит от того, в каком соотношении находятся расстояние от источника до микрофона и радиус гулкости помещения.

    Если расстояние от источника до микрофона меньше радиуса гулкости, то при воспроизведении кажущиеся размеры источника звука больше фактических, а размеры окружающего пространства меньше фактических. При этом создается общее впечатление близости и интимности звучания. При расстоянии микрофона от источника больше радиуса гулкости, наоборот, размеры источника кажутся меньше фактических, а окружающего пространства — больше. Общее впечатление от звучания — объемность, «воздушность», мощность. При расположении микрофона от источника звука на расстоянии, равном радиусу гулкости, качество звучания при воспроизведении является промежуточным по сравнению с описанным выше.

    Средства обеспечения скрытности оперативной звукозаписи

    Выше отмечалось, что в зависимости от используемой модели диктофон может иметь встроенный или выносной микрофон.

    Первый существенно уступает последнему по техническим характеристикам, а кроме того имеет меньшие возможности по скрытому применению. Поэтому на практике чаще используют выносные акустические приемники.

    Выносной микрофон может быть закамуфлирован под любой элемент личных вещей. Часто он изготавливается в виде пуговицы и вставляется в петлицу на одежде. А так как пуговицы взаимозаменяемые, то достаточно просто провести общую маскировку из предлагаемого ассортимента. Например, стандартный вариант — белая пуговица на светлой рубашке.

    Широко применяются и выносные микрофоны в виде колпачка от авторучки, заколки для галстука и других предметов (как правило, они не вызывают никаких подозрений).

    Более простые устройства не имеют штатного камуфляжа, а благодаря своим небольшим размерам прячутся под одежду или в различных предметах (книге, папке, портфеле). В зависимости от типа используемого диктофона и расстояния от источника звука микрофоны могут оборудоваться дополнительным усилителем. Как правило, это делается в том случае, если микрофон устанавливается на значительном расстоянии от диктофона.

    Необходимо упомянуть о миниатюрных диктофонах, которые используются для скрытной записи. Так, если ранее (в 30—50-е годы) наименьший размер магнитофона позволял разместить его в портфеле или папке, то в настоящее время не составляет труда приобрести в обычном магазине диктофон, который свободно помещается в пачке сигарет. Наиболее часто в интересах промышленного шпионажа применяются диктофоны типа SONY-909M, SONY-950, NATIONAL-RNZ-36, OLYMPUS-L400. К сожалению, часть устройств не снабжена внутренним динамиком, поэтому прослушивание записи в них приходится осуществлять через внешний акустический блок или наушники.

    Микрокассета МС-90 позволяет обеспечивать до б часов непрерывной записи. Некоторые диктофоны снабжены беззвучным автостопом, большинство — системой VOX (автоматического включения записи при появлении источника акустического сигнала — акустомат), выносным микрофоном и системой дистанционного включения/выключения. Стоимость подобных изделий составляет от 200 до 500 $.

    Иногда для несанкционированной записи используются и такие простые изделия, как OLIMPUS-S928 или SONY-359, цена которых составляет от 35 до 100 $. Правда, и качество записи у этих моделей похуже, к тому же изделия такого класса часто не имеют гнезда для подключения выносного микрофона.

    В ряде случаев используют и магнитофоны, имеющие увеличенные по сравнению с описанными выше диктофонами габариты. Они, как правило, соответствующим образом маскируются или используются для дистанционной записи, а фиксация информации в них осуществляется на стандартную кассету, как, например, в диктофонах РК660 и РК670. Некоторые устройства имеют автореверс и пониженную скорость протяжки, что позволяет обеспечивать длительное время записи, особенно на кассеты типа С-120 (естественно, за счет ухудшения качества записи). Основное достоинство в использовании стандартных кассет — это возможность прослушивания на обычной бытовой аппаратуре. Стандартным вариантом камуфляжа для РК660 и РК670 является книга со специальным вырезом для акустического сигнала.

    Все основные типы портативных диктофонов, используемых в интересах промышленного шпионажа, отвечают, как правило, следующим требованиям к техническим характеристикам: диапазон частот — от 200...300 Гц до 3...5 кГц, коэффициент детонации (коэффициент колебания скорости ленты) — до 4 %, остаточный уровень шумов — 30 дБ, коэффициент гармоник — до 10%, разборчивость слогов — 60...80% при доверительной вероятности не хуже 0,9.

    Некоторые марки современных диктофонов и их технические возможности приведены в табл. 1.3.10, а внешний вид — на рис. 1.3.36.

    Рис. 1.3.36. Современные малогабаритные диктофоны, применяемые в интересах промышленного шпионажа:

    а — OLIMPUS- L250; 6 — OL1MPUS-S950; в — OLIMPUS-L400; г — цифровой диктофон VR-5000

    Однако закамуфлированное размещение выносного микрофона и самого диктофона не исчерпывает проблем скрытой звукозаписи, поэтому важно знать, с какими проблемами сталкиваются ваши недобросовестные конкуренты и как они их могут решить:

    >- некоторые диктофоны имеют неприятные особенности управления - выключаться с характерным щелчком выстреливаемых кнопок или после окончания кассеты включать обратную перемотку, что также может вылиться в нежелательные последствия. Бывают экземпляры с программируемым управлением и таймером, автоматически включающиеся на воспроизведение в самый неподходящий момент (поэтому если во время разговора у вашего собеседника в кармане что-то щелкнуло, то будьте готовы к тому, что вся предыдущая беседа уже на пленке);

    >- другой важной проблемой является емкость записи. Поэтому человек,      осуществляющий скрытую аудиозапись, вынужден постоянно следить за временем беседы для того, чтобы не выйти за кассетное время. Это иногда весьма неудобно. Для увеличения времени записи в некоторых диктофонах, как отмечалось выше, используется пониженная скорость лентопротяжного механизма (меньше 1,2 см/с), но качество записи при этом, как уже отмечалось, существенно ухудшается и иногда даже становится проблематично идентифицировать разговор;

    >- низкое качество звукозаписи в силу различных ранее упомянутых причин (акустические помехи и т. п.).

    К основным путям решения указанных проблем относятся следующие. Для того чтобы избежать неприятностей с обнаружением факта негласной звукозаписи из-за щелчков и переключений в диктофоне, в первую очередь идут по пути использования профессиональных средств, специально предназначенных для скрытой аудиозаписи. К ним относятся, например, диктофоны типа UHER CR-1600, UHER CR-1601, MARANTZ PMD-201, MARANTZ PMD-221. Их основные характеристики приведены в табл. 1.3.11. Главный недостаток — очень высокая цена, которая может достигать нескольких тысяч долларов.

    Другой путь — использование магнитофонов с электронной записью звука. Например, диктофон Edic способен непрерывно вести фиксацию акустических сигналов в течение 1...2 суток, сохраняя последние 20—40 мин записи. Диктофон незаменим для звуковой регистрации неожиданных ситуаций, так как нет необходимости нажимать кнопку пуска при внезапном интересе к какой-либо информации, она автоматически запишется и будет храниться до 40 мин, пока не «затрется» новой записью. Единственное неудобство для оператора — надо не забыть нажать на «стоп» после окончания интересующего разговора. Небольшие габаритные размеры (105х55х14 мм) позволя

    Таблица 1.3.10. Технические характеристики некоторых современных диктофонов

    Характеристика /UHER-MC 8SL /DICTAPHONE-1254 /SONY M-950 /VOICE-IT VR-5000 (цифровой) /OLIMPUS S926 /

    Акустомат /+ /+ /+ /+ /+ /

    Изменение чувствительности микрофона / /+ /+ / /+ /

    Кнопка паузы /- /+ /+ /+ /+ /

    Автореверс /- /- /+ /- /- /

    Разъем микрофона /+ /+ /+ /+ /- /

    Разъем наушника /- /+ /+ /+ /+ /

    Разъем ДУ /- /- /+ /- /- /

    Индикатор работы/жидкокристаллический дисплей (ЖКД) /+/- /+/+ /+ /-/+ /+/- /

    Счетчик ленты /- /+ /+ /+ /- /

    Быстрое стирание /мини /МИНИ /микро /Встроенная память + чип /- /

    Запись времени /+ /- /- /+ /- /

    Ускоренное воспроизведение /+ /+ /+ /+ /+ /

    Быстрая перемотка /1 /1 /2 /2 /+ /

    Автостоп /+ /+ /+ /+ / /

    Полный автостоп /металл /металл /металл /пластмасса /+ /

    Источник питания /lx9B /2ААА /1ААА /2ААА /2х1,5 BAA батарея /

    Габариты, мм /20х54х129 /18х54х128 /67,6х64.6х18.5 /120х55х24 /122х57х24 /

    Вес (вес с батарейками), г/200/190/100//160/

     

     /OLIMPUS S928 /OLIMPUS S950 /OLIMPUS S830 /OLIMPUS L200 /OLIMPUS L400 /DT1000 (цифровой)

     /+ /+ /- /+ /+ /

     /+ /+ / / /+ /При использовании ДУМК9

    /+ /+ /- /+ /- /-

    /- /- /- /- /+ /-

     /+ /+ /+ /+ /+ /+

     /+ /+ /+ /+ /+ /+

     /+ /- /- /- /+ /+

     /+/- /+/+ /+/- /+/- /-/+ /На ДУ MR9

     /+ /+Р(ЖКД) /+/+ /+(ЖКД) /+

     /- /- /- /- /- /+

     /- /+ /- /- /- /-

     /+ /+ /- /+ /- /+

     /+ /+ /+ /- /- /+

     / / / /+ / /Сигнализация об окончании работы

     /+ /+ /+ / /+ /Сигнализация об окончании кассеты

     /2х1,5 BAA батарея /2X1.5BAA батарея /2х1,5ВААА батарея /2х1,5 В ААА батарея /1х1,5 В ААА батарея /Адаптер 9В/800 мА

     /122х57х24 /120х58х24 /110х56х18 /107х51х15 /73х52х20 /240х78х170

     /160 /173 /140 /125 /90 /800

    Таблица 1.3.11. Технические характеристики профессиональных кассетных магнитофонов

    Технические характеристики /UHER CR-1600 /UHER CR-1601 /MARANTZ PMD-201 /MARANTZ PMD-221

    Скорость движения ленты, см/с /4,7; 1,2 /4,7; 2,4; 1,2 /4,7; 2,4 /4,7; 2,4

    Диапазон рабочих частот, Гц / / / /

    для скорости 4,7 см/с /300... 16000 /300... 16000 /40...14000 /40... 15000

    для скорости 2,4 см/с /— / /40... 8000 /40...8500

    для скорости 1,2 см/с /600...3400 /600...3400 /— /—

    Отношение сигнал/шум /70 /70 /57 /57

    Длительность перемотки, с /90 /90 / /

    Количество головок, шт /2 /3 (сквозной канал) /2 /3 (сквозной канал)

    Режим работы /стерео /моно / /

    Размеры, мм / / /228х51х165 /228х51х165

    Масса, кг / / /1,3 /1,3

    ют легко камуфлировать диктофон. В нем нет движущихся частей, поэтому его применение сложно обнаружить. Комплектуется выносным микрофоном и зарядным устройством для встроенных аккумуляторов.

    Более современными вариантами являются малогабаритные цифровые стереофонические диктофоны NT-1 и NT-2 фирмы SONY. Главное достоинство данных устройств — наличие специальных бесшумных кнопок и высокое качество записи. Дополнительные возможности создает встроенный календарь и часы, автоматически регистрирующие и сохраняющие время начала и конца записи.

    Для увеличения времени непрерывной записи используют реверсивные системы. Однако и здесь не каждая модель может быть использована, так как при переключении записи на реверс некоторые диктофоны (а их, к сожалению, большинство) издают довольно громкий щелчок, о чем говорилось выше.

    Иногда для экономии ресурсов используют функцию включения по голосу — акустомат (см. п. 1.3.1). Но здесь, как и у закладного устройства, «съедается» начало первой фразы. Если порог срабатывания выставлен некорректно, то возможен пропуск целых предложений.

    Для экономии рабочего тела (пленки) в ряде случаев используется система дистанционного включения. В простейшем случае она представляет собой переключатель, соединенный проводом с соответствующим разъемом на диктофоне, а при отсутствии специального разъема используется доработанный вход по питанию. Система внешнего включения должна содержать переключатель с четкой фиксацией положения, чтобы в стрессовых ситуациях оператор был уверен, что его диктофон действительно работает. Иногда используют специальные системы включения, например, в виде зажима для авторучки. В случае, когда авторучка находится в зажиме, расположенном во внутреннем кармане, диктофон выключен, а когда она извлечена — производится запись.

    Некоторого преимущества при использовании диктофонов позволяет достичь применение дистанционного включения по радиоканалу. Данная техника предназначена для применения устройств аудиозаписи в качестве закладки (п. 1.3.1). Запуск диктофона производится специальной командой, передаваемой радиопередатчиком. Например, устройство дистанционного управления РК1670 имеет передатчик мощностью 1 Вт и дальность действия 500 м. Габариты приемника команд — 25х58х18 мм, вес — всего 55 г. Подключается приемник к соответствующему разъему магнитофона.

    Существенно увеличить время непрерывной звукозаписи позволяет использование диктофонов с записью на жесткий проволочный носитель, изготовленный из специальных сплавов. Их память может простираться на сутки и более. Однако в будущем они, видимо, не найдут широкого применения для вышеуказанных целей. Это связано в первую очередь с такими недостатками, как трудность соединения проволоки при монтаже и обрывах, появление паразитной амплитудной модуляции сигнала из-за скручивания носителя, неудовлетворительная передача верхних частот, довольно высокая стоимость, сильный износ головок.

    Перспективным по-прежнему остается применение цифровых диктофонов. Тем более, в последнее время появились диктофоны нового типа — с записью в память персональной ЭВМ.

    Например, цифровая система регистрации переговоров «Аудиокод». Данная система предназначена для записи информации, ее сжатия (компрессии), хранения с автоматическим удалением устаревших материалов и прослушивания информации. Область фиксируемых звуковых частот канала «запись—воспроизведение» лежит в диапазоне 300...3000 Гц. Система защищена от несанкционированного доступа. Обеспечивается одновременная регистрация переговоров по 4 каналам с автоматической или ручной регулировкой уровня записи в каждом канале, реализована функция «эхо» (прослушивание записываемых каналов). Включение записи осуществляется по уровню входного сигнала или после нажатия клавиши. Кроме того, в диктофоне предусмотрен мгновенный доступ к любой записи базы данных, быстрый поиск по номеру канала и времени регистрации, прослушивание любой записи без прерывания процесса регистрации, воспроизведение с любого места, быстрый переход к любому участку фонограммы.

    Для обеспечения цифровой записи в различных марках диктофонов используются различные форматы записи. К наиболее известным относятся следующие.

    DAT (Digital Audio Tape) — формат цифровой магнитной записи звука на специальную DAT-кассету, время непрерывной работы которой достигает двух часов, а в режиме Long Play (LP) — четырех часов. Запись ведется вращающимися головками, как в видеомагнитофонах, а магнитная лента движется со скоростью всего 8,15 мм/с.

    Исходный аналоговый сигнал преобразуется в цифровую форму и без сжатия записывается на ленту. Запись, сделанная на DAT-магнитофоне, отличается малым уровнем шумов, большим частотным и динамическим диапазоном, что обеспечивает высокое качество звука, зачастую превосходящее качество компакт-диска. Однако широкому распространению этих аппаратов помешала их высокая цена. Поэтому DAT-магнитофоны нашли применение только в профессиональной звукозаписи: на них, например, записывают мастер-ленты для изготовления компакт-дисков. Некоторые фирмы сейчас выпускают портативные DAT-магнитофоны, которые можно использовать в качестве диктофонов для получения высококачественной записи речи. Причем полоса записываемых частот настолько широка, что позволяет делать записи в режиме LP без заметного снижения качества звучания, а продолжительность записи при этом увеличивается вдвое. Кроме высокой стоимости самого аппарата и DAT-кассет, к недостаткамDAT-маг-нитофонов относится сравнительно быстрый износ механизма протяжки из-за высоких требований к нему по скорости перемотки и поиску интересующих фрагментов. Цена бытовых аппаратов —700 $ и выше. Основные производители DAT-магнитофонов — Pioneer, Sony, Tascam.

    DCC (Digital Compact Cassete) — цифровая компакт-кассета (изобретение фирмы Philips), выпущенная на рынок в 1992 году. Основным достоинством DCC-системы является полная совместимость с обычными компакт-кассетами. Цифровая звукозапись ведется с помощью стационарной многодорожечной головки при стандартной скорости протяжки ленты, при этом исходный звуковой сигнал подвергается многократному сжатию с помощью адаптивного алгоритма, учитывающего психологические особенности восприятия звука человеком. Стоимостьпервых образцов DCC-магнитофонов также оказалась высокой, а качество звука довольно низким, и это решило их судьбу — они не нашли широкого применения. Качество звучания впоследствии удалось существенно улучшить, однако доверие к новой системе было подорвано. Сейчас фирма Philips производит DCC-магнитофо-ны, в том числе и портативные, которые можно приобрести в магазинах по цене от 700 $. Несомненный интерес представляет возможность воспроизводить на этих аппаратах записи, сделанные на компакт-кассетах обычным способом. Однако ограниченное распространение этого формата затрудняет его внедрение в практику.

    MD (Mini Disc) -— мини-диск — разработан фирмой Sony. Конструктивно он напоминает 3,5-дюймовую компьютерную дискету диаметром 64 мм. Материал, из которого изготовлен диск, меняет свои оптические свойства под воздействием магнитного поля. Запись на мини-диск осуществляется магнитной головкой, при этом поверхность диска в зоне действия магнитного поля разогревается лучом лазера. Считывание информации происходит также с помощью лазера, но меньшей мощности. Таким образом, информация сохраняется на диске даже в случае воздействия сильных магнитных полей и появляется возможность многократной (до 1 млн раз) перезаписи. На мини-диск можно записать стереозвук продолжительностью до 74 мин, а некоторые модели мини-дисковых аппаратов позволяют вести монофоническую запись в течение 148 мин.

    Разработчиками формата применен адаптивный алгоритм сжатия и кодирования информации — ATRAC (подобный используемому в DCC-маг-нитофонах). Благодаря его постоянному совершенствованию качество звука приближается к уровню качества записи на компакт-диске. Минидисковая аппаратура успешно применяется в студиях звукозаписи, на радио, в любительской звукозаписи. Некоторые фирмы выпускают малогабаритные мини-дисковые плееры с возможностью записи. Их стоимость находится в пределах 350—450 $. Производители — Sony, Pioneer, Kenwood, Denon, Aiwa.

    CD-R, CD-RW — записываемый компакт-диск. Первый CD-рекодер был разработан фирмой Pioneer в 1996 году. В нем был применен записываемый компакт-диск с возможностью однократной записи (CD-R). Существует несколько технологий однократной записи цифровых данных на компакт-диск. Одна из них использует эффект химических превращений в органическом красителе под действием лазерного луча. По другой технологии луч сравнительно мощного лазера просто прожигает отверстия в тончайшем слое металла. Совсем недавно фирмой Philips и некоторыми другими были разработаны и выпущены в продажу CD-рекодеры с возможностью многократной перезаписи на компакт-диск (CD-RW). Продолжительность записи на эти диски обычно не превышает 74 мин. В продаже представлены CD-R и CD-RW рекодеры в стационарном исполнении, так как они в основном предназначены для копирования компакт-дисков, и записывающие CD-ROM для компьютеров. Поэтому этот формат представляет интерес в тех случаях, когда уже имеется соответствующее оборудование для воспроизведения компакт-дисков или CD-ROM.

    NT (Non Tracking) — бездорожечный принцип записи на специальную микрокассету — разработан и реализован фирмой Sony в диктофонах NT-1 и NT-2 (рис. 1.3.37). В них запись производится вращающимися со скоростью 3000 об/мин головками на ленту шириной 2,5 мм, которая движется со скоростью 6,35 мм/с. Это обеспечивает запись стереозвука в диапазоне 10... 14 000 Гц при соотношении сигнал/шум 80 дБ. Цифровой звуковой сигнал записывается без сжатия. Продолжительность записи составляет 60, 90 и 120 минут в зависимости от типа микрокассеты. Диктофон весит 147 г, имеет габариты 113х23х55 мм. К недостаткам диктофонов следует отнести их высокую стоимость.

    Незаметный прибор звукозаписи STG 1105 — миниатюрный прибор скрытой звукозаписи с размерами кредитной карточки, рассчитан на непрерывную звукозапись с двумя скоростями в течение 4 ч и может воспринимать слабые аудиосигналы. Последние управляют автоматическим включением и выключением внешнего усилителя/громкоговорителя. Прибор имеет регулятор тона и индикатор напряжения батареи электропитания. С прибором используются высоконаправленный микрофон Mini-Shotung STG 1411 и микрофон STG 1413, закрепляемый на лацкане пиджака или куртки. При использовании любого из этих микрофонов обеспечивается запись высокого качества. В комплект принадлежностей прибора входит соединительный шнур для его подключения к радиоприемнику STG 4401 PXP2-U.

    Технические характеристики

    Размеры,мм.............. 85х50х12

    Масса, г ................. 110 с батареей

    Электропитание прибора......... один элемент типа ААА, 1,5 В,

    блок электропитания от сети переменного тока напряжением 110/220 В;

    Электропитание громкоговорителя .... два элемента типа АА, 3 В

    Для улучшения разборчивости речи, полученной в результате скрытой звукозаписи, используют различные очищающие фильтры. Они особенно эффективны, если фиксация информации осуществлялась на фоне мощных, но сосредоточенных по спектру помех или специфически окрашенных шумов.

    Рис. 1.3.37. Цифровой диктофон NT-2 фирмы Sony

    В простейшем случае можно использовать широко известные эквалайзеры. Однако часто этот прием не помогает, поэтому применяют специально разработанные устройства.

    Например, цифровой нелинейный адаптивный фильтр АФ-512 специально предназначен для обработки зашумленных речевых сигналов в реальном масштабе времени. Его рабочая полоса лежит в пределах от 200 до 5000 Гц, а коэффициент нелинейных искажений не превышает 0,5 %, габариты — 300х200х80 мм. При обработке записей на фоне сосредоточенных помех фильтр позволяет увеличить разборчивость речи в 1,5... 5 раз. Правда, фильтр недостаточно эффективен, если помехой будут быстрая музыка, шум, речь.

    Более совершенными являются специальные программно-аппаратные комплексы очистки речи; например «Золушка-97». Это двухканальное цифровое устройство шумоочистки речевых сигналов. Оно предназначено:

    >- для очистки «живого» звука и звукозаписей;

    >- для повышения разборчивости и качества речи в условиях низкого качества каналов связи;

    >- для выделения источника звука в условиях «шумного» производства.

    При его применении обеспечивается обработка сигналов с изменяющимися во времени характеристиками шумов, одновременное устранение нескольких типов помех, использование свойств восприятия (психоакустики) при расшифровке текста и некоторые другие возможности.

    Промышленный шпионаж   Информация   Средства перехвата аудиоинформации   Направленный микрофон   Системы безопасности   Безопасность сотовой связи   Средства безопасности   Сигнал   Угрозы и средства защиты   Сигнал тревоги   Технические характеристики   Информационные сигналы   Действия защиты   Приборы ночного видения   Контроль линий связи   Парольная защита   Безопасность предприятия   Защита информации   Микрофон